Urbanculture

Никколо Паганини/Вошедшие в анналы знаменитые поклонницы

Одной из первых ощутила на себе разносторонность талантов Паганини некая затосковавшая тосканская синьора, обладательница богатого поместья, у которой он задержался на несколько лет, занимаясь «сельским хозяйством» и «с удовольствием пощипывая струны гитары». К слову, в эти годы были созданы многие гитарные сочинения Паганини.

Не смогла устоять перед обаянием гения и Элиза Бонапарт Бачокки, сестра того самого Наполеона. Братец подарил ей герцогство в Лукке, и она пригласила Паганини занять должность «первой срипки» при дворе. Это официально. Фактические взаимоотношения не являлись ни для кого секретом, включая мужа Феличе, но всем было… Ничуть не стеснялась и Элиза, с подачи которой Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт», исполняемый на двух струнах («ми» и «ля») — изящный музыкальный намек на их реальную романтическую связь. Сам маэстро назвал эту пьесу «Венера и Адонис», выразив свои мысли и чувства в форме разговора двух струн. Апофеозом этого периода творчества стала военная соната «Наполеон», написанная уже только для одной лишь струны «соль». В конце концов, даже принцесса надоела Паганини, расставшемуся с ней в поисках новой музы. Правда, Элиза не забывала Никколо, позднее заполучив его на время обратно при ее герцогстве во Флоренции.

С другой поклонницей, Анджелиной Каванна, вышло не совсем, а точнее, совсем не гладко. Паганини взял ее с собой на гастроли, но ушлый папаша подал в суд на музыканта с обвинениями в похищении и растлении Анджелины. Никколо даже оказался под арестом. Благо, появившиеся в достатке деньги известным с незапамятных времен образом избавили его от всех проблем.

Самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с молодой певицей Антонией Бьянчи. К слову, сама Антония была своеобразной барышней: с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой — запросто изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Или требовала, чтобы при совместных выступлениях на афишах ее партия значилась ведущей, а Никколо числился аккомпаниатором. Паганини терпел во многом из-за того, что Антония наградила его долгожданным наследником. Тем не менее, роман закончился полным провалом. Последней каплей послужил эпизод, устроенный Антонией, когда во время европейского тура для усиления эффекта на афишах Никколо был изображен за решеткой со словами мольбы и прощения к Папе Римскому:

Приговоренный к смерти и спасшийся из тюрьмы великий итальянский скрипач Никколо фон Паганини в скором времени приезжает в Вену и даст концерты. Его святейшество простило ему многочисленные преступления и убийства. Спешите, входная плата дукат, начало в двенадцать часов ночи.

Большой Венский театр

Паганини, окончательно обалдев, отсыпал Антонии на дорожку значительную сумму денег, чтобы она смело отправлялась на все четыре стороны, отказалась от всех прав на сына и забыла об их существовании.

Всех не упомнить: тут и Паолина Боргезе (другая сестра Наполеона)[1], баронесса Елена Добенек (бросившая мужа ради Паганини), Шарлотта Уотсон (пригретая маэстро на время английских гастролей)[2] — тысячи их! Правда, ни с одной маэстро слишком близко не сходился, держа в уме, что «свобода — вот наивысшее благо для мужчины».

Примечания

  1. Ставшая кумиром туринцев и получившая прозвище Красная Роза, в отличие от Белой Розы — Элизы.
  2. Впоследствии пиарившаяся на добром имени Паганини в качестве его «бывшей» невесты.