Urbanculture

Отаку на видео

Этой статье требуется доработка. Вы можете помочь, исправив и дополнив ее.

Никто не поверит статье, полной вранья и запредельного хамства. И правильно сделает, тащемта.

Колян К. об этой статье[1]

Для меня «Отаку на видео» — важнейшая личная история, к такому проекту я шел с конца девяностых, это следующий после выпуска журнала экзамен на профпригодность. Вернее, уже переэкзаменовка, и провалить ее мне просто нельзя.

Валера К. о деле всей жизни [2]

можно долго втираться кому-то в доверие ради визы, селиться в хостелах, ездить на самых медленных поездах и питаться одной только мгновенной лапшой, but where's the fun in that?

Валера К. о туризме[3]

Вот эти ребята

Отаку на Видео, также широко известно как Украли на Видео (лурк. Grand Theft Otaku) — проект Валерия Корнеева и Алекса Лапшина по добровольному отъёму денег у населения.

Суть

Анонс проекта 25 02 2013
Анонс проекта

Два деятеля околоанимешной тусовки, пафосно величающие себя «основателями фэндома в России», решили прокатиться в Японию. Для этого они придумали хитрый план — под видом выпуска документального проекта, названного ими «Отаку на Видео» (отсылка к аниме «Otaku no Video» студии Gainax), в феврале 2013 года был организован сбор денег на перевоз двух тел в страну анимешных девочек. Целью проекта заявлялись «эксклюзивные интервью с режиссерами, аниматорами и художниками, рассказы об отраслевых выставках Tokyo Anime Fair 2013 и Tokyo Contents Expo 2013, сюжеты о музеях мультипликации и манги, видеозарисовки о косплее и "Мекке отаку" — токийском районе Акихабара». Сбор увенчался успехом, и тела успешно побывали в Японии, впоследствии — не по одному разу (здесь можно посмотреть короткие видеоподкасты, публиковавшиеся во время поездок). Однако вскоре начались проблемы: в какой-то момент стало ясно, что реализовать проект в задуманном виде не получится.

Верных вкладчиков проекта начали кормить обещаниями в стиле «работаем, очень работаем» на Анимефоруме. Прошло два года, но никаких признаков работы над проектом замечено не было. Наоборот, создалось впечатление, что Корнееву на него наплевать: на форуме он не появлялся практически весь 2015 год, зато бодро писал в твиттере кухонную болтовню про электрички и политику.

На определённом этапе «кризисным менеджером» проекта был назначен Артём Толстобров, который одно время активно отписывался на Анимефоруме с утверждениями, что работа идёт. Публиковались невнятные скриншоты из программы-видеоредактора. Летом 2015 года Корнеев даже продемонстрировал две страницы якобы из журнала, входившего в состав обещанных вкладчикам бонусов, которые тут же были раскритикованы за явный пересказ Википедии по содержанию и вёрстку на коленке уровня MS Paint. В августе 2015 утверждалось, что Корнеев отправился в Воронеж записывать «дикторские тексты», но после этого новости снова прекратились, а Толстобров окончательно пропал с форума.

К началу 2016-го из обещанного была показана только «цифровая открытка», нарисованная художницей, не имеющей прямого отношения к Корнееву и Лапшину.

В конце декабря 2015-го на АФ появился генеральный директор ответственной за выпуск «ОнВ» фирмы «Reanimedia» Олег Шевченко, объявил себя «антикризисным менеджером», взамен пропавшего Артёма Толстоброва, назначил очередной дедлайн и пообещал возврат денег. После этого работа на проектом наконец-то сдвинулась с мёртвой точки. В конце февраля 2016-го вышла первая серия.

(Кстати, забавный факт: друзья Корнеева и Лапшина с самого начала называли этот проект не иначе как «Акция "Скатай Лапшина в Японию"». Смех-смехом, а так оно на самом деле и получилось: Лапшина скатали, а сериал начали делать из-под палки спустя три года.)

С более подробной хронологией событий вы можете ознакомиться в соответствующем разделе.

Занимательная юриспруденция

Нельзя не упомянуть некоторые пикантные юридические аспекты данного проекта. Во-первых, «Реанимедиа», как выяснилось, не подготовила текст оферты по «Отаку на Видео»; во-вторых, «Реанимедиа» не заключила с Корнеевым и Лапшиным письменного договора на выполнение работы, понадеявшись на их порядочность. Можете ещё почитать здоровенную простыню от Олега Шевченко, из которой в числе прочего следует, что проект был протащен исключительно под личную ответственность одного из соучредителей, а сам Шевченко изначально был против того, чтобы «ОнВ» делался через «Реа» (там ещё много про проблемы «Реа» в целом, про кучу долгов и прочее)[4].

Да-да, именно так: «Реанимедиа» собрала более 700 тысяч рублей, полагаясь исключительно НА ЧЕСТНОЕ СЛОВО Корнеева и Лапшина. И хотя сам Корнеев позже говорил, что, мол, у них нет доступа к собранным деньгам, однако особой веры его словам нет (какая уж тут вера после трёх лет художественного свиста в уши). А после того, как в декабре 2014-го Валерий уволился из «Реанимедии», у компании окончательно исчезли рычаги воздействия на него — в марте 2016-го это признал непосредственно Олег Шевченко.

Занимательная арифметика

Динамика сборов и возвратов
Сколько же денег занесли фанаты «Реанимедии» на поездку в Японию нашей сладкой парочки?

Сбор денег стартовал в феврале 2013-го. По состоянию на сентябрь 2013-го (столбец справа) расклад был следующим:

Итого: 327 сертификатов на общую сумму 716500 руб. (392% от необходимой суммы)

По состоянию же на март-май 2016-го итоговая сумма немного уменьшилась:

Итого: осталось 307 сертификатов на общую сумму 663500 руб. Сдали 20 сертификатов и забрали 53000 рублей соответственно. (363% от необходимой суммы)

По состоянию на текущий момент цифры такие:

Итого: осталось 278 сертификатов на общую сумму 595500 руб. Сдали 49 сертификатов и забрали 121000 рублей соответственно. (326% от необходимой суммы)

При этом никаких реальных подтверждений того, что была собрана именно эта сумма, нет. Сбор средств проходил не на краудфандинговых платформах, таких, как, например, «boomstarter» или «Planeta», а на своём собственном сайте, где при желании можно нарисовать любые цифры и проценты. Наши герои вполне могли приписывать любое количество купленных сертификатов и собранных денег, заставляя людей верить в успешность их проекта.

Траты

В апреле 2014 года, после нескольких месяцев молчания, Корнеев и Лапшин отчитались о своих расходах в ходе поездок (сумма составила 349 298 рублей, скриншоты выложены в галерее). «Основатели фэндома» практически ни в чём себе не отказывали. Питались в не самых дешёвых вегетарианских кафе и ресторанах, проживали в недешёвых отелях, потратили 6000+ рублей за перевес в аэропорту, который объяснили материалами, необходимыми для проекта: книгами, комиксами и прочей полиграфией. Однако, когда вышли первые серии, оказалось, что большая часть использованных там картинок находится на первых страницах гугла по соответствующему запросу, и какую именно «литературу» везли наши герои, непонятно.

Впрочем, как уже отмечалось выше, Корнеев утверждал, что доступа к средствам «ОнВ» не имеет. По его словам «деньги "ОнВ" не лежат на отдельном счету, а используются в операционной деятельности компании». В начале 2019 года Олег Шевченко подтвердил эту информацию, заявив что «деньги в банке не хранились» (то есть были потрачены на другие долги и убыточные проекты компании), а на выпуск «Отаку на Видео» нужно снова копить.

2сh.hk и Анимефорум

Коньпромат (есть смысл смотреть увеличенное изображение)

Последующая драма разворачивалась в интернете. Началось всё с конфронтации Корнеева с пользователями АФ, часть которых не скрывала скептического отношения к «ОнВ». Следом за аниме-форумчанами к обмену любезностями подключились обитатели Двача, где уже существовала серия тредов[5], посвященных проекту. Когда словесные баталии исчерпали себя, в ход пошли неконвенционные методы борьбы — у Корнеева были отжаты некоторые аккаунты в соцсетях, а остальные он был вынужден закрыть. Вишенкой на торте стал захват доменного имени valkorn.ru, который Валерий забыл проплатить. Там были опубликованы обличающие его материалы.

Homak’s Affair

 

Хорошо иметь правильных знакомых…

Всегда готовых к услугам

В попытке донести сведения до общественности, был написан соответствующий раздел в статье про Корнеева на Луркоморье. Инфа была практически сразу удалена нынешним хозяином Лурки Дмитрием/Давидом/Дианой Хомаком, без каких-либо внятных пояснений[6][7], хотя причина была очевидна — Корнеев был хорошим знакомым Хомака во времена бытности первого редактором журнала «Аниме Гид». Пикантности ситуации добавляет тот факт, что примерно в это же время Хомак бодался с имевшим претензии к Лурочке Роскомнадзором и постоянно давал интервью, в которых говорил о важности свободы информации и недопустимости цензуры. И так бы это всё и продолжалось, если бы не произошло конфронтации главадмина харкача Абу с Хомаком. В тред[8], посвящённый этому срачу, хитрый анонимус вкинул инфу про Валеру. Хомак начал оправдываться[9], был припёрт к стенке и таки вернул удалённый раздел в статью, при этом, правда, закрыв её от редактирования[10].

Сущий Ангел

Наступил новый 2016 год. На страницах АнимеФорума в ироничной форме проехались по списку видных деятелей фэндома, которых Корнеев и Лапшин намеревались продемонстрировать в своём сериале в качестве экспертов. В числе прочих был упомянут переводчик без образования и горе-писака Николай Караев. В коротенькой строчке, посвящённой мэтру, Караева беззлобно попрекнули малым количеством переводов в области аниме и ошибками в тех работах, которые таки имели место быть. Каково же было удивление публики, когда на форум ворвался сам Коля с твёрдым, как палка сервелата, намерением защитить своё честное имя.

Завсегдатаи форума с удивлением взирали на разглагольствования 37-летнего эстонского увальня. Николай отказывался признавать ошибки, изливал своё душное имхо на всё более широкий круг вопросов и заявлял о бесполезности высшего образования для журналистов и переводчиков. Пытаясь демонстрировать превосходство над дипломированными лохами, Коля сыпал выражениями на всех языках мира, получал в ответ очередной разбор полётов, от чего распалялся ещё сильней. Смешнее всего получилось с японским: Николя несколько раз пытался выпендриться своим знанием языка, и всякий раз ему обламывали рога, указывая на неточности[11][12][13]. Благодаря аргументам в духе «вы — злые аниме-дети», «идите в сад» и даже «все ебанулись», он сумел в рекордные сроки настроить общественность против себя. При поддержке высадившегося с харкача десанта форумчане принялись наперебой обвинять мэтра в ещё большем количестве реальных и надуманных косяков. Коля визжал, огрызался и переходил на личности, за что вскоре и был отправлен модераторами во временный бан.

Отлучённый от форума Николай фрустрировал и побежал искать поддержку у своих глумотворных товарищей по литературной тусовке. Вскоре вездесущий анонимус застал Колю за сочинением слезливых пассажей в Фейсбуке и ЖЖ и снова высмеял его. Озалупленный мэтр явился с ответом прямиком в «ОнВ»-треды харкача, а также взял в привычку дневать и ночевать на АФ, периодически зарабатывая очередной банан. Битва отважного Коляна против всех то затухала, то разгоралась с новой силой. Сам же он удостоился целого ряда обидных прозвищ (см. список персонажей ниже) и потеснил создателей «ОнВ» с фотожаб и оп-пиков. Любители конспирологии даже заподозрили, что Коля был прислан умышленно с целью вызвать огонь на себя и отвлечь внимание от Корнеева и Лапшина.

Вскоре подоспела и первая серии «ОнВ», в которой все смогли воочию узреть прыщавую физиономию именитого переводчика. Караев, на потеху публике, а-кал и запинался, смешно размахивал руками и рассказывал про «капельку-вот-тут». Не оставил Коля и весёлую жизнь на форумах, самовозгораясь в ответ даже на толстый троллинг формата «Сенсация! У известного эстонского переводчика подгорел попец!» или минусов в карму с дурацкими комментариями.

Явление Гнездилова

Гнездилов (gnezdiloff, Пиздилов, Гнездо, Дорамкин, Дорамоблядь, Корейская/Японская домохозяйка) давно прославился в околоанимешном рунете попытками доказать гениальность японских дорам и японских актеров (особенно актрис). Значительную часть своей жалкой жизни (а поциенту, на секундочку, уже перевалило за тридцатничек) Гнездилов проводит на разнообразных форумах, повторяя однообразные мантры типа «постсовковое быдло не способно оценить гениальную актерскую игру японцев, они смотрят только мультики». Гнездилов обожает сраться с анимешниками, называя их недалёкими инфантилами, но ирония в том, что он сам бывший анимешник (теперь, ясное дело, от этого открещивается). Основная причина, по которой Гнездо ушёл от аниме и воспылал фанатичной любовью к дорамам, состоит в том, что аниме перестало быть увлечением полутора отакунов и превратилось в обычное массовое развлечение. А Гнезду очень хотелось увлекаться чем-то «элитарным». Вот он и носится теперь со своими мало кому нужными дорамками, пытаясь доказать их «элитарность» каждому встречному-поперечному. Проблема в том, что всем до лампочки. Но Гнездо необычайно туп и прилипчив: над ним смеются, его посылают в пешее эротическое, банят и трут — он возвращается снова и снова. Многие думают, что Гнездилов — тролль. Но ни один тролль не будет проводить столько времени в однообразных бессмысленных баталиях, так что, судя по всему, перед нами по-настоящему больной человек.  Пример типичного срача с участием Гнезда/1096684 Вступать с ним в спор (а тем более подъёбывать) крайне не рекомендуется — поначалу это может показаться забавным, но на деле все его доводы и вся его ругань крайне однообразны, так что лучше и не начинать. Подробнее здесь

Когда казалось, что дно уже достигнуто, и премия «неадекват года» отправляется на берега Балтийского моря, на помощь к «известному эстонскому переводчику и поэту» ВНЕЗАПНО пришел некто Гнездилов (как оказалось, широко известный в узких кругах персонаж, наглухо отбитый на всю голову).

Увидев, что Колю обижают, Гнездилов поспешил на помощь и вскоре попытался утопить сначала АФ, а потом и двач однообразными мантрами в стиле «глупые нарутки обижают переводчика». Своевременность и частота появления Гнезда позволила даже заподозрить, что сей персонаж — или сам Николай под псевдонимом, или один из его друзей[14].

Трагическая Переоценка Сил Продакшнз с гордостью представляет…

Cерия 1
Первая серия
Cерия 2
Вторая серия

Первая серия таки вышла 20 февраля 2016-го, спустя три года после старта проекта. Была осмеяна анонимусами и пользователями АФ за явный непрофессионализм и несоответствие изначально заявленным идеям. В частности, зрителям предлагалось насладиться обилием тональника[15] на физиономии Корнеева, запоротым звуком, рассуждениями переводчика Николая Караева про «капельку вот тут», дешёвым эпатажем в виде шуточки про меметичный сётакон-хентай и мало кому известной косплеершей Furii в качестве соведущей. В общем, гора родила мышь-медуницу: после трёх лет ожидания зрителям был явлен весьма средненький контент уровня ютубовских видеоблогов.

Вторая серия вышла 10 марта и была посвящена истории манги. Большинство зрителей приняли серию ещё прохладнее, чем первую: освещение истории манги обернулось скучнейшей лекцией Википедия-стайл. Зато авторы наконец-то соизволили поблагодарить людей, скинувшихся им на поездку.

Cерия 6
Шестая серия
Cерия 11
Одиннадцатая серия

24 марта была опубликована шестая (после претензий «Валера, где Япония, на которую собирали деньги?» Корнеев решил забежать немного вперёд) серия, посвящённая процессу создания аниме на примере работ студий Gainax, Gonzo и Production I.G. На фоне предыдущих серий эта была более смотрибельной (хотя авторов опять попрекали сумбурной подачей информации и изложением фактов, рассчитанных на тех, кто последние 20 лет прожил в тайге и в глаза не видел интернет и «Википедию»), но далеко не аналог «Намедней с Парфёновым», как изначально грезил Корнеев. Что-то вроде расширенной версии видеоподкастов трёхлетней давности, и даже при этом Японии было меньше ожидаемого. Собственно, старый материал из подкастов и был щедро использован в этой серии: сравните стенд студии Gainax в подкасте и в серии (в первых сериях это тоже практиковалось, но там использовались сравнительно небольшие куски, а тут прям от души навернули). Впрочем, сам Корнеев назвал всё это предварительными веб-версиями. А ещё попытался насмешить аудиторию элементами стендапа — шуткой про омских анимешников и сценкой с соведущей, прячущейся за шкаф. Комик из него получился ещё более никудышный, чем видеоблогер и лектор, и эту самодеятельность пообещали вырезать при финальном монтаже.

6 апреля вышла одиннадцатая серия, посвященная так называемому «сэйти дзюнрэй» — паломничеству по реальным местам, которые послужили прототипами для локаций в тех или иных аниме-сериалах. В числе прочего такое паломничество подразумевает фотографирование либо видеосъёмку реально существующей локации в том же ракурсе, в каком она изображалась в сериале. Авторы пытались воспроизвести эту фишку, но получилось не очень. В целом серия оказалась вполне сносной (по крайней мере, не выглядела как очередной пересказ Википедии), хотя многие зрители опять посетовали на неровную подачу материала и несоответствие общего уровня работы заявленным амбициям. Эта серия — последняя из выложенных в открытый доступ [16].

Бесконечная история

Не верь, не бойся, не проси
После публикации четырёх «веб-серий» Шевченко сделал рассылку вкладчикам, куда скопировал малосодержательную новость с сайта — явно не то, что изначально ожидалось, учитывая завершение публичной фазы работы над проектом. На форуме Шеф пообещал, что дальнейшие серии будут выходить по двухнедельному графику, а «в конце апреля» будет опубликовано содержание журнала, который должен войти в комплект издания. Конец апреля наступил, но ничего из обещанного так и не было сделано. По словам Шевченко, Корнеев долгое время не отвечал на звонки вообще, а когда вышел на связь, сослался на гастрит. Острое заболевание, не дававшее мэтру работать над ОнВ и отвечать на звонки руководителя проекта, не помешало Корнееву все эти дни обильно твитить с двух аккаунтов (своего и Отаку.ру), написать пару объёмных заметок для ТАСС и даже выложить не имеющий отношения к ОнВ ролик на Ютуб. Шевченко предпочёл никак не комментировать эти факты, сославшись на занятость Воронежским фестивалем и неким «перезапуском Реанимедиа» (который состоялся через несколько лет).

В начале мая 2016-го Корнеев и Лапшин были замечены на Воронежском аниме-фестивале (по случаю переименованном двачерами в «ВОРонежский»). К моменту его завершения они должны были бы по ранее озвученному графику показать Шевченко уже не одну, а две серии ОнВ. В итоге за весь апрель и май, несмотря на очередные графики дедлайнов, Шевченко была сдана только одна серия, да и то эту информацию никак нельзя проверить. Если раньше преимущественно Корнеев придумывал отмазки, чтобы не делать серии, то в мае уже и Шевченко под разнообразными предлогами начал игнорировать тему на АФ. Со временем он вовсе перестал в ней появляться и хоть как-то комментировать существование ОнВ. Корнеев, меж тем, успел съездить в отпуск на Кипр и продолжил развивать активность в личном твиттере, несмотря на огораживание последнего от посторонних лиц.

В последующие годы Олег Шевченко неоднократно обещал отчитаться о ходе работ над «Отаку на Видео» после очередного текущего проекта Реа, но обещаний так и не сдержал. В марте 2018 года было объявлено о присоединении к проекту «компетентного» соавтора (имя которого остаётся в секрете), в октябре — о черновой сдаче проекта. Мини-отчёт на Ютубе и встреча, проведённая на Воронежском фестивале в мае 2019-го, ясности в вопрос о качестве сданного материала не внесли. Судьба дополнительных материалов также осталась неизвестной.

В июле 2019-го Валерий Корнеев объявил о намерении выпустить ОнВ до конца года, а в октябре Олег Шевченко заговорил об обмене сертификатов на издание. Блажен верующий… В январе 2020-го Корнеев и Шевченко обозначили новый дедлайн — 20 апреля, но за неделю до указанной даты стало известно, что ОнВ опять не выйдет в срок. В начале мая было объявлено о переносе ОнВ на 25 сентября, в сентябре — на 30 декабря.

31 декабря Реанимедиа сообщила об «окончательном» переносе ОнВ на 15 апреля 2021-го, а в начале марта Корнеев пообещал «исправить миллиард разных штук», до конца месяца сдать проект в печать, и… разумеется, никто ничего никуда не сдал. 15 апреля заявили, что начинается работа непосредственно над физическим изданием, а когда она будет завершена, никто не уточнил.

Не хотели бы — не сделали бы

Мужик сказал — мужик сделал
"Отаку на Видео" вышло 17 декабря 2021 года, спустя более 8 лет просрочек. «Реанимедиа» начала рассылать диски с 10 сериями и печатные материалы. Вкладчикам была предоставлена ссылка на Яндекс-диск, которая вскоре попала в открытый доступ. Сам сериал, за эти годы безнадёжно устаревший и технически, и стилистически, и информационно, не вызвал сколь бы то ни было заметного отклика у аудитории. Все, кого интересовала японская анимация и популярная культура Страны восходящего солнца, давно нашли требуемое в материалах многочисленных ютуб-блогеров, обзорщиков и путешественников.

Помимо «Отаку на Видео 2021» Корнеев и Лапшин пообещали выпустить в будущем ещё несколько серий.

Хронология событий

скрыть раздел

Список персонажей

Документальные свидетельства

Творчество по мотивам

Причаститься

Примечания

  1. Оригинальный комментарий на АФ, к сожалению, проёбан. А может, его и не было никогда — ну мы ж вруны и запредельное хамло, как-никак.
  2. Ссылка в аске также проёбана, извините. Скрин
  3. пруф
  4. В сентябре 2016-го Шевченко выложил чуть подредактированный вариант этого же текста, где были совсем уж мрачные истории про арест счетов и общую атмосферу маячащего на горизонте банкротства.
  5. https://2ch.hk/fd/arch/2016-06-30/res/1326782.html
  6. «хуй знает, тащите в обсуждение, разберемся.»
  7. Стоит ли говорить, что в обсуждении после этого он так ни разу и не объявился.
  8. Архив
  9. Пруфы в твиттере Абу
  10. К слову сказать, случай с Корнеевым — не первый, когда Хомак наступил на горло собственной песне про свободу информации и недопустимость цензуры. Аналогично он повёл себя и в ситуации с Цугундером Бутовским. Для тех, кто не в курсе, о чём речь: некие сисадмины-раздолбаи, по фану разносившие в хлам съёмные хаты, додумались накатать на Лурке статью про свои геройства. Спустя пару лет кому-то из раздолбаев, вероятно, попался на глаза УК с упоминанием об ответственности за порчу чужого имущества. До придурков дошло, что статейка может, мягко говоря, выйти им боком, и они пошли плакаться к доброму дяде Хомаку (с которым, разумеется, тоже были знакомы). Добрый дядя Хомак статью удалил. Отмазы Хомака (под ником Xtender) о причинах удаления можно почитать тут, а наиболее позднюю версию самой статьи из истории правок — здесь. Такие вот двойные стандарты, на фоне которых откровенно нелепо выглядит подобный гордый рассказ про сражение храброго портняжки Хомака с грозным ФСБ за статью про какого-то говнаря (не кидавшего, заметим, никого на деньги и не разъёбывавшего съёмные квартиры).
  11. https://www.reaforum.ru/index.php?app=forums&module=forums&section=findpost&pid=3024841
  12. https://www.reaforum.ru/index.php?app=forums&module=forums&section=findpost&pid=3026124
  13. https://www.reaforum.ru/index.php?app=forums&module=forums&section=findpost&pid=3026134
  14. На самом же деле Гнездилов — всего-навсего живое воплощение поговорки: «Вспомнишь говно — вот и оно».
  15. И/Или, как подсказывают технически подкованные аноны, корявым использованием плагина «Pro Skin Retouch» для Сони Вегаса, что, вполне вероятно, и могло дать такой жуткий эффект.
  16. В какой-то момент Корнеев по неизвестной причине удалил серии с Ютуб-канала «Отакуру» и теперь они существуют только в виде перезаливов
  17. https://2ch.hk/fd/arch/2016-06-30/res/1326782.html#1327125
  18. https://2ch.hk/fd/arch/2020-01-24/res/1494770.html#1495686