Война в Украине

Все мы знаем, какой пиздец сейчас происходит с Украиной и одной известной вам страной-победительницей-фашизма. Если вы хотите почитать об этом, помочь актуализировать информацию или высказать свое мнение — можете сделать это в статье Война в Украине и в обсуждении.

Редактирование Участник:Orion/Шахматы

Перейти к: навигация, поиск

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Соблазны века — пиво, телевизор<br />
+
[[Файл:Chess01.gif|thumb|200px|{{Acronym|Как-то так.|Р. Фишер — М. Таль, 1960 г., Лейпциг}}]]
И интернета бурная пора.<br />
+
'''Шахматы''' — занимательная игра, позволяющая померяться уровнем раскаченности своих навыков в области интеллекта и логики. В силу того, что ее истоки лежат в глубокой древности, классический вариант отличается вопиющей неполиткорректностью: белые, понимаешь, всегда начинают вперед черных. Изначально имея статус интересной забавы и всего-навсего увлекательного способа времяпрепровождения, шахматы достигли уровня бескомпромиссного спорта и чистого искусства.
Но вопреки прогнозам и капризам<br />
+
Незаменима древняя игра.|Анонимус}}
+
 
+
[[Файл:Chess01.gif|thumb|200px|{{Acronym|ОбразецЪ.|Р. Фишер — М. Таль, 1960 г., Лейпциг}}]]
+
'''Шахматы''' — занимательная игра, позволяющая померяться уровнем раскаченности своих навыков в области интеллекта и логики. В силу того, что ее истоки лежат в далеком прошлом, классический вариант отличается вопиющей неполиткорректностью: белые, понимаешь, всегда начинают вперед черных. Изначально имея статус интересной забавы и всего-навсего увлекательного способа времяпрепровождения, шахматы достигли уровня бескомпромиссного спорта и чистого искусства.
+
  
 
== Откуда есть пошло ==
 
== Откуда есть пошло ==
Строка 21: Строка 16:
 
Разбивка на конкретные части носит в какой-то мере условный характер. Игра может закончиться досрочно по причине грубого просчета в самом начале, а может, к примеру, в случае особо яростно завязавшейся схватки попросту миновать среднюю фазу. Тем не менее.
 
Разбивка на конкретные части носит в какой-то мере условный характер. Игра может закончиться досрочно по причине грубого просчета в самом начале, а может, к примеру, в случае особо яростно завязавшейся схватки попросту миновать среднюю фазу. Тем не менее.
  
==== '''Дебют''' ====
+
==== Дебют ====
 
+
{{Q|Дебют, товарищи, это quasi una fantasia.|О. Бендер «Двенадцать стульев»}}
+
  
 
Завязка партии, первоначальное развертывание сил. Является одним из наиболее изученных этапов шахматной игры, своего рода матчастью. Постоянно практикующий на турнирах шахматист обязан быть в курсе новейших дебютных разработок, если не желает попасть впросак. В то же время за счет того, что большинство фигур близки к своим начальным позициям и не успели заметно отклониться от стандартной расстановки, именно в дебюте велика вероятность применения так называемых «новинок», заранее подготовленных и просчитанных.
 
Завязка партии, первоначальное развертывание сил. Является одним из наиболее изученных этапов шахматной игры, своего рода матчастью. Постоянно практикующий на турнирах шахматист обязан быть в курсе новейших дебютных разработок, если не желает попасть впросак. В то же время за счет того, что большинство фигур близки к своим начальным позициям и не успели заметно отклониться от стандартной расстановки, именно в дебюте велика вероятность применения так называемых «новинок», заранее подготовленных и просчитанных.
Строка 29: Строка 22:
 
В дебюте важна скорейшая мобилизация фигур, создание удобных плацдармов для дальнейшей борьбы, определение общего плана на игру. Формально дебют считается завершенным, когда развиты легкие фигуры и проведена рокировка.
 
В дебюте важна скорейшая мобилизация фигур, создание удобных плацдармов для дальнейшей борьбы, определение общего плана на игру. Формально дебют считается завершенным, когда развиты легкие фигуры и проведена рокировка.
  
==== '''Миттельшпиль''' ====
+
==== Миттельшпиль ====
  
 
Основная перепалка. Логически вытекает из дебюта и стратегически, конечно же, связан с ним, но как раз в этой фазе игроку предоставляется возможность «проявить себя», свою фантазию, позиционное чутье, комбинационные способности. Словом, выступить в качестве творца, ведь ни в какой другой части партии как в этой шахматы начинают блистать гранями искусства.
 
Основная перепалка. Логически вытекает из дебюта и стратегически, конечно же, связан с ним, но как раз в этой фазе игроку предоставляется возможность «проявить себя», свою фантазию, позиционное чутье, комбинационные способности. Словом, выступить в качестве творца, ведь ни в какой другой части партии как в этой шахматы начинают блистать гранями искусства.
Строка 35: Строка 28:
 
Поскольку право выступки в общем случае не играет решающей роли, то задача миттельшпиля сводится к получению необходимого преимущества. Доска еще полна фигур, в арсенале игрока имеется широкий диапазон замыслов, планов и тактических приемов. Самое время стремительных атак, неожиданных контрударов, а может наоборот, выматывающей защиты.
 
Поскольку право выступки в общем случае не играет решающей роли, то задача миттельшпиля сводится к получению необходимого преимущества. Доска еще полна фигур, в арсенале игрока имеется широкий диапазон замыслов, планов и тактических приемов. Самое время стремительных атак, неожиданных контрударов, а может наоборот, выматывающей защиты.
  
==== '''Эндшпиль''' ====
+
==== Эндшпиль ====
  
 
С наступлением эндшпиля течение и общий характер партии меняется и динамика игры снижается. Но накал и напряженность схватки никуда не пропадают!
 
С наступлением эндшпиля течение и общий характер партии меняется и динамика игры снижается. Но накал и напряженность схватки никуда не пропадают!
Строка 45: Строка 38:
 
=== Личный состав ===
 
=== Личный состав ===
  
==== '''Пешка''' ====
+
==== '''Пешка''' (англ. ''pawn'') ====
  
[[Файл:Chess03.jpg|thumb|left|150px]]
+
[[Файл:Chess03.jpg|thumb|150px]]
[[Файл:Chess10.jpg|thumb|150px]]
+
  
 
{{Q|...А в глазах сарказм, усмешка;<br />
 
{{Q|...А в глазах сарказм, усмешка;<br />
 
Ты никто, ты, парень, пешка!|Шнур «Кредит»}}
 
Ты никто, ты, парень, пешка!|Шнур «Кредит»}}
  
Перволевельный <del>монстр</del> фигурант шахматных баталий. Пехотинец<ref>Пехота → пеший солдат → Пешка.</ref>, рядовой. Чтобы вконец не запутаться, их различают по месту расположения на доске: ладейная пешка, королевская, слоновая etc. Как номинальная единица служит для расчета силы остальных фигур. Несмотря на кажущуюся никчемность, обладает следующими особенностями:
+
Перволевельный <del>монстр</del> фигурант шахматных баталий. Пехотинец, рядовой. Чтобы вконец не запутаться, их различают по месту расположения на доске: ладейная пешка, королевская, слоновая etc. Как номинальная единица служит для расчета силы остальных фигур. Несмотря на кажущуюся никчемность, обладает следующими особенностями:
  
 
* Пешка ходит исключительно по вертикали вперед, а бьет по диагонали. Первым ходом имеет возможность<ref>Если не использовать, второго шанса не будет.</ref> ломануться сразу на две клетки, высвобождая накопленную потенциальную энергию, затем передвигаясь только по одной.
 
* Пешка ходит исключительно по вертикали вперед, а бьет по диагонали. Первым ходом имеет возможность<ref>Если не использовать, второго шанса не будет.</ref> ломануться сразу на две клетки, высвобождая накопленную потенциальную энергию, затем передвигаясь только по одной.
Строка 61: Строка 53:
 
* Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Уникальная способность пешки заключается в превращении в любую другую фигуру<ref>Естественно, окромя короля.</ref> по достижении противоположного края доски.<br clear=both />
 
* Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Уникальная способность пешки заключается в превращении в любую другую фигуру<ref>Естественно, окромя короля.</ref> по достижении противоположного края доски.<br clear=both />
  
==== '''Конь''' ====
+
==== '''Конь''' (англ. ''knight'') ====
  
 
[[Файл:Chess04.jpg|thumb|left|150px]]
 
[[Файл:Chess04.jpg|thumb|left|150px]]
[[Файл:Chess11.jpg|thumb|150px]]
 
  
 
{{Q|Лошадью ходи!|Косой «Джентельмены удачи»}}
 
{{Q|Лошадью ходи!|Косой «Джентельмены удачи»}}
  
Фигура второго уровня в шахматной иерархии. Так же как слон и ладья, каждой такой твари на доске присутствует по паре. Номинальная мощь оценивается в три пешки. Главная особенность коня — замысловатое передвижение по полю [[Буква Зю|буквой Зю]], причем перепрыгивая при этом через любые препятствия. При каждом своем ходе чередует белые и черные клетки, то есть теоретически ему доступно все пространство доски. И пусть он не столь дальнобоен как те же слон или ладья, но своими зачастую малопредсказуемыми скачками способен доставить немало хлопот противнику. По причине высокой ударной способности в состоянии поразить восемь объектов одновременно, отсюда и предрасположенность к такому приему как «вилка». В «закрытых» позициях ему нет равных!
+
Фигура второго уровня в шахматной иерархии. Так же как слон и ладья, каждой такой твари на доске присутствует по паре. Номинальная мощь оценивается в три пешки. Главная особенность коня — замысловатое передвижение по полю [[Буква Зю|буквой Зю]], причем перепрыгивая при этом через любые препятствия. При каждом своем ходе чередует белые и черные клетки, то есть теоретически ему доступно все пространство доски. И пусть он не столь дальнобоен как те же слон или ладья, но своими зачастую малопредсказуемыми скачками способен доставить немало хлопот противнику. По причине высокой ударной способности в состоянии поразить восемь объектов одновременно, отсюда и предрасположенность к такому приему как «вилка». В «закрытых» позициях ему нет равных!<br clear=both />
  
Очевидно, что во все времена фигура символизировала конные армейские подразделения, конницу. Раньше Коня изображали вместе с седоком, отсюда и название — Рыцарь (англ. ''Кnight''). Но в разных странах прижились и другие названия, например: в Италии и Франции — Кавалер (ит. ''Cavaliere'', фр. ''Cavalier''), а например, в Германии, Польше и Сербии — Скакун, Прыгун (нем. ''Springer'') и т. д.<br clear=both />
+
==== '''Слон''' (англ. ''bishop'') ====
  
==== '''Слон''' ====
 
 
[[Файл:Chess12.jpg|thumb|left|150px|Канонiчный.]]
 
 
[[Файл:Bishop1.jpg|thumb|150px]]
 
[[Файл:Bishop1.jpg|thumb|150px]]
  
Строка 81: Строка 69:
 
Второлевельный представитель класса дальнобойных фигур. Лучник, стрелок, пулеметчик, расстреливающий вражескую территорию и засевший, например, в ДОТе<ref>В позиции «фианкетто» весьма напоминает!</ref>. Считается, при прочих равных условиях эквивалентен по силе коню. Почему так? Слон передвигается по диагонали на любое количество клеток, но очевидно, только по полям одного цвета. То есть подвижность его выше, чем у коня, но как никакой другой фигуре слону присуща расовая ограниченность в виде [[Белый человек|белопольной]] и [[Нигра|чернопольной]] особи. Конек слона — «открытые» позиции.
 
Второлевельный представитель класса дальнобойных фигур. Лучник, стрелок, пулеметчик, расстреливающий вражескую территорию и засевший, например, в ДОТе<ref>В позиции «фианкетто» весьма напоминает!</ref>. Считается, при прочих равных условиях эквивалентен по силе коню. Почему так? Слон передвигается по диагонали на любое количество клеток, но очевидно, только по полям одного цвета. То есть подвижность его выше, чем у коня, но как никакой другой фигуре слону присуща расовая ограниченность в виде [[Белый человек|белопольной]] и [[Нигра|чернопольной]] особи. Конек слона — «открытые» позиции.
  
В силу приблизительной равноценности коня и слона сочетания данных фигур послужили причиной многочисленных споров, какой вариант наиболее подходящий и годный: «К + С» vs «К + К», «К + С» vs «С + С» и т. д. Принято считать, что пара слонов все же сильнее пары коней, впрочем, и данная точка зрения зависит опять-таки от конкретной ситуации. Вдобавок ко всему, у игроков бывают собственные предпочтения относительно владения навыками игры слоном или конем.
+
В силу приблизительной равноценности коня и слона сочетания данных фигур послужили причиной многочисленных споров, какой вариант наиболее подходящий и годный: «К + С» vs «К + К», «К + С» vs «С + С» и т. д. Принято считать, что пара слонов все же сильнее пары коней, впрочем, и данная точка зрения зависит опять-таки от конкретной ситуации. Вдобавок ко всему, у игроков бывают собственные предпочтения относительно владения навыками игры слоном или конем.<br clear=both />
  
Название фигуры прямо указывает на «восточное» происхождение игры, на боевые формирования слонов. Но с приходом в Европу фигура кардинально поменяла имидж, отмежевавшись от первоисточника. Оттолкнувшись от расположения на доске рядом с высоким начальством, слон превратился в некоего приближенного Короля, причем в совершенно разных обличьях: Епископ (англ. ''Bishop''), Гонец, Посыльный (нем. ''Laufer''), Знаменосец, Офицер (ит. ''Alfiere'') или даже Шут (фр. ''Fou''). В России то ли фантазии не хватило, то ли еще чего, но название осталось прежним.<br clear=both />
+
==== '''Ладья''' (англ. ''rook'') ====
 
+
==== '''Ладья''' ====
+
 
+
[[Файл:Chess05.jpg|thumb|150px]]
+
  
 
Дальнобойная фигура третьего уровня, относящаяся уже к тяжелым. Настоящий шахматный танк, предназначенный для убойного обстрела неприятельских укрепрайнов. Сильнее слона в силу того, что ведет огонь по прямым ортогональным линиям, соответственно, ладье доступны все поля на доске. Ценность равнозначна пяти пешкам. Излюбленная тактика действия — издалека, из засады. Парой при поддержке друг друга способны заставить трепетать даже ферзя!
 
Дальнобойная фигура третьего уровня, относящаяся уже к тяжелым. Настоящий шахматный танк, предназначенный для убойного обстрела неприятельских укрепрайнов. Сильнее слона в силу того, что ведет огонь по прямым ортогональным линиям, соответственно, ладье доступны все поля на доске. Ценность равнозначна пяти пешкам. Излюбленная тактика действия — издалека, из засады. Парой при поддержке друг друга способны заставить трепетать даже ферзя!
  
Фигура изначально символизировала военную колесницу и во все времена считалась серьезной боевой единицей. Кстати, современное английское название ''Rook'' произошло как раз от индийского ''Rokh''. В классическом нынешнем изображении фигура выглядит как Крепость, Башня, Тура (фр. ''Tour'', нем. ''Turm'', исп. ''Torre''). Россия и тут пошла своим вычурным путем с вышеозначенным названием ладьей.<br clear=both/>
+
==== '''Ферзь''' (англ. ''queen'') ====
  
==== '''Ферзь''' ====
+
[[Файл:Chess06.jpg|thumb|left|150px|[[Правило 63|Королева.]]]]
  
[[Файл:Chess06.jpg|thumb|left|150px|[[Правило 63|Королева...]]]]
+
Альфа и омега игры, фигура 99 уровня, воплощение Wunder Waffe в шахматах. По стилю совмещает в себе умения слона и ладьи в одном флаконе, но стоит еще на пешку больше — целых девять. Стремительность и молниеносность — вот его девиз. Неожиданным появлением в гуще событий ферзь способен внести сумятицу в стан противника и склонить чашу весов на сторону своей армии. Зачастую действует как наконечник копья, нанося смертельный разящий удар.<br clear=both />
[[Файл:Chess15.jpg|thumb|150px|...и Король.]]
+
  
Альфа и омега игры, фигура 99 уровня, воплощение Wunder Waffe в шахматах. По стилю совмещает в себе умения слона и ладьи в одном флаконе, но стоит еще на пешку больше — целых девять. Стремительность и молниеносность — вот его девиз. Неожиданным появлением в гуще событий ферзь способен внести сумятицу в стан противника и склонить чашу весов на сторону своей армии. Зачастую действует как наконечник копья, нанося смертельный разящий удар.<br clear=both />
+
==== '''Король''' (англ. '' king'') ====
  
==== '''Король''' ====
+
[[Файл:Chess15.jpg|thumb|150px|]]
  
 
Шеф, главнокомандующий, батя, остальные фигуры служат ему охраной, ибо постоянно нуждается в защите. Главная мишень в шахматной игре, фигура вне категорий. Из-за этого господина и происходит весь сыр-бор: атаки, жертвы, размены и т. п. Самостоятельно может пойти лишь на одну клетку в любую сторону, только при рокировке король перемещается через одно поле. По причине своей уникальности не в состоянии больше одного хода находиться под боем, бить защищенную фигуру или становиться под удар. К слову, ближе к концу партии, когда фигур на доске остается не слишком много и пропадает прямая угроза безопасности, способен внезапно активизироваться на поле брани и внести свой посильный вклад в общее дело.<br clear=both />
 
Шеф, главнокомандующий, батя, остальные фигуры служат ему охраной, ибо постоянно нуждается в защите. Главная мишень в шахматной игре, фигура вне категорий. Из-за этого господина и происходит весь сыр-бор: атаки, жертвы, размены и т. п. Самостоятельно может пойти лишь на одну клетку в любую сторону, только при рокировке король перемещается через одно поле. По причине своей уникальности не в состоянии больше одного хода находиться под боем, бить защищенную фигуру или становиться под удар. К слову, ближе к концу партии, когда фигур на доске остается не слишком много и пропадает прямая угроза безопасности, способен внезапно активизироваться на поле брани и внести свой посильный вклад в общее дело.<br clear=both />
 
{{Include|Сводная таблица именований|h=4}}
 
  
 
==== Сравнительная сила, взаимодействие ====
 
==== Сравнительная сила, взаимодействие ====
Строка 112: Строка 93:
 
<gallery perrow="5" widths=150 heights=150>
 
<gallery perrow="5" widths=150 heights=150>
 
Файл:Ходы шахматных фигур.gif|Ходы шахматных фигур.
 
Файл:Ходы шахматных фигур.gif|Ходы шахматных фигур.
 +
Файл:Chess05.jpg|Ладья хоть и располагается на краю доски, но фигура далеко не последняя.
 
Файл:Chess07.gif|Королева даже не смотрит на тебя, жалкая пешка!
 
Файл:Chess07.gif|Королева даже не смотрит на тебя, жалкая пешка!
 +
Файл:Chess12.jpg|Канонiчный слон.
 
</gallery>
 
</gallery>
  
Строка 137: Строка 120:
 
'''Цугцванг''' — трагикомическая ситуация, когда обязанность хода предсказуемо влечет за собой невыгодные последствия.
 
'''Цугцванг''' — трагикомическая ситуация, когда обязанность хода предсказуемо влечет за собой невыгодные последствия.
  
'''Цейтнот''' — ситуация острой нехватки времени на обдумывание ходов, связана с введением контроля времени.
+
'''Централизация''' — важнейший принцип игры. Напрямую связан с понятием позиционного преимущества. Важность очевидна хотя бы с той точки зрения, что в центре подвижность, а следовательно, эффективность фигур гораздо выше, чем на краю доски. Не будет преувеличением назвать центр господствующей высотой шахматного поля брани.
  
'''Централизация''' — важнейший принцип игры. Напрямую связан с понятием позиционного преимущества. Важность очевидна хотя бы с той точки зрения, что в центре подвижность, а следовательно, эффективность фигур гораздо выше, чем на краю доски. Подлинными опорными пунктами в центре служат пешки, словно на передовой сражения. Не будет преувеличением назвать центр господствующей высотой шахматного поля брани.
+
'''Комбинация''' — форсированная серия ходов.
  
'''Комбинация''' — форсированная серия ходов, обычно резко меняющая течение партии и нередко сопровождаемая жертвой. Носит неожиданный, взрывной характер, один из самых зрелищных компонентов игры. Требует точного расчета, иногда весьма многоходового, но вместе с тем, как ни странно, трудность и сложность комбинации не связана напрямую с количеством просчитываемых вариантов. Комбинация сродни внезапному озарению, вдохновенному акту творчества, ведь вникнуть в сокровенные тонкости позиции, замаскированными, «тихими»<ref>Без шахов и нападений!</ref> ходами провести подготовительные операции для достижения решающего удара, кульминации — в этом и заключается настоящее шахматное искусство.
+
== Признанные мастера ==
 
+
{{Include|Признанные мастера}}
+
  
 
== За рамками игры ==
 
== За рамками игры ==
  
 
=== Литература ===
 
=== Литература ===
 
Шахматная тема фигурирует во многих произведениях в качестве основного лейтмотива, а в роли дополнительного антуража всплывает вовсе в бесчисленном количестве писательских творений.
 
 
Общеизвестны, конечно, '''«Защита Лужина»''' В. Набокова<ref>Который был большим ценителем шахмат</ref> и '''«Шахматная новелла»''' С. Цвейга. Но показанный, и соответственно, закрепившийся в массовом сознании образ шахматиста, как человека не от мира сего, слабо соответствует действительности, на это прямо указывал шахматный гений современности Г. Каспаров.
 
 
{{NSFW|1=Эталонный пример мастерского вкрапления шахматного эпизода в главную линию повествования можно наблюдать в неувядаемых '''«Мастере и Маргарите»''' М. Булгакова:|2=<nowiki></nowiki>
 
 
{{цитата|
 
— Шах королю, — сказал Воланд.<br />
 
— Пожалуйста, пожалуйста, — отозвался кот и стал в бинокль смотреть на доску. (…)<br />
 
 
На доске тем временем происходило смятение. Совершенно расстроенный  король  в белой мантии топтался в клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки-ландскнехты с алебардами растерянно  глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед, где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих, роющих копытами клетки, конях.<br />
 
 
Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые. (…)<br />
 
Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину. Тот в отчаянии закрыл лицо руками.<br />
 
 
— Плоховато дельце, дорогой Бегемот, — тихо сказал Коровьев ядовитым голосом.<br />
 
— Положение серьезное, но отнюдь не безнадежное, — отозвался  Бегемот, — больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит только хорошенько проанализировать положение.<br />
 
 
Этот анализ он начал производить довольно странным образом, именно стал кроить какие-то рожи и подмигивать своему королю. (...)<br />
 
 
Белый король наконец догадался, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку и убежал с доски. Офицер брошенное королевское одеяние накинул на себя и занял место короля. (…)<br />
 
 
— Ну, что же, долго это будет продолжаться, — спросил Воланд, — шах королю.<br />
 
— Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, — ответил кот, — шаха королю нет и быть не может.<br />
 
— Повторяю, шах королю.<br />
 
— Мессир, — тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, — вы переутомились: нет шаха королю.<br />
 
— Король на клетке г-два, — не глядя на доску, сказал Воланд.<br />
 
— Мессир, я в ужасе, — завыл кот, изображая ужас на своей морде, — на этой клетке нет короля.<br />
 
— Что такое? — В недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.<br />
 
— Ах ты подлец, — задумчиво сказал Воланд.<br />
 
— Мессир, я вновь обращаюсь к логике, — заговорил кот, прижимая лапы к груди, — если игрок объявляет шах королю, а короля между тем уже и в помине нет на доске, шах признается недействительным.<br />
 
— Ты сдаешься или нет? — Прокричал страшным голосом Воланд.<br />
 
— Разрешите подумать, — смиренно ответил кот, положил локти на стол, уткнул уши в лапы и стал думать. Думал он долго и наконец сказал: — сдаюсь.<br />
 
— Убить упрямую тварь, — шепнул Азазелло.<br />
 
— Да, сдаюсь, — сказал кот, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!
 
Он поднялся, и шахматные фигурки полезли в ящик.|}}}}
 
 
У сэра А. Конан Дойла неповторимый '''Шерлок Холмс''' также не против сыграть [http://chess-komi.narod.ru/articles/chess-notes/chess-notes0003.htm партейку-другую].
 
 
Запомнились и события, разворачивающиеся в Васюках с неподражаемым О. Бендером на страницах романа И. Ильфа и Е. Петрова '''«Двенадцать стульев»''', а особенно выражения, ставшие крылатыми:
 
 
* ''У меня все ходы записаны!''
 
* ''Вам мат, товарищ гроссмейстер!''
 
* ''Уберите фотографа! Он мешает моей шахматной мысли!''
 
 
'''«Алиса в Зазеркалье»''' Л. Кэрролла буквально совершает восхождение пешкой с низов до почетных королевских регалий.
 
 
В первой книге серии об очкастом волшебнике '''«Гарри Поттер и философский камень»''' закадычная троица непосредственно принимает участие в шахматной партии и побеждает благодаря игровому искусству Рона.
 
 
Подробнее:
 
 
* [http://www.gramota.ru/biblio/magazines/nauka_i_zhizn/28_599 Шахматы в художественной литературе]
 
* [http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=2571 Шахматные произведения]
 
  
 
=== Живопись ===
 
=== Живопись ===
 
<center><gallery perrow="5" widths=150 heights=150>
 
Файл:ChessI01.jpg
 
Файл:ChessI02.jpg
 
Файл:ChessI03.jpg
 
Файл:ChessI04.jpg
 
Файл:ChessI05.jpg
 
</gallery></center>
 
 
Еще:
 
 
* [http://www.liveinternet.ru/users/3065433/post106934267/ Ein.]
 
* [http://www.liveinternet.ru/users/3065433/post106934414/ Zwei.]
 
* [http://www.euruchess.org/cgi-bin/index.cgi?action=palm&id=1743 Drei.]
 
* [http://www.euruchess.org/cgi-bin/index.cgi?action=viewnews&id=1603 Vier.]
 
* [http://www.euruchess.org/cgi-bin/index.cgi?action=printtopic&id=1832&curcatname=%DD%EA%F1%EA%EB%FE%E7%E8%E2&img=movies Fünf.]
 
* [http://www.euruchess.org/cgi-bin/index.cgi?action=printtopic&id=1673&curcatname=%DD%EA%F1%EA%EB%FE%E7%E8%E2&img=movies Sechs.]
 
 
=== Кино ===
 
 
{{Videogallery|widths=250|cols=3
 
||7XdVK_4h2JU|«Брат 2».
 
||zhymZ-qW0gw|«Ворошиловский стрелок».
 
||oXvj1ZldI5c&feature|«Самая обаятельная и привлекательная».
 
}}
 
 
Больше шахмат в кино и не только:
 
 
* [http://www.youtube.com/user/chessincinema/videos?view=0 Chess in Cinema]
 
* [http://www.youtube.com/user/chessinkino/videos?view=0 Chess in Kino]
 
  
 
=== Остальное ===
 
=== Остальное ===

Обратите внимание, что все добавления и изменения текста статьи рассматриваются как выпущенные на условиях лицензии WTFPL public license (см. Urbanculture:Авторские права). Если вы не хотите, чтобы ваши тексты свободно распространялись и редактировались любым желающим, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого.
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ, ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ!

Чтобы отредактировать эту страницу, пожалуйста, решите простой пример и введите ответ в текстовое поле (подробнее):

Отменить | Справка по редактированию  (в новом окне)