Все мы знаем, какой пиздец сейчас происходит с Украиной и одной известной вам страной-победительницей-фашизма. Если вы хотите почитать об этом, помочь актуализировать информацию или высказать свое мнение — можете сделать это в статье Война в Украине и в обсуждении.
Редактирование Участник:Orion/Шахматы
Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [[Файл:Chess01.gif|thumb|200px|{{Acronym|Как-то так.|Р. Фишер — М. Таль, 1960 г., Лейпциг}}]] | |
− | + | '''Шахматы''' — занимательная игра, позволяющая померяться уровнем раскаченности своих навыков в области интеллекта и логики. В силу того, что ее истоки лежат в глубокой древности, классический вариант отличается вопиющей неполиткорректностью: белые, понимаешь, всегда начинают вперед черных. Изначально имея статус интересной забавы и всего-навсего увлекательного способа времяпрепровождения, шахматы достигли уровня бескомпромиссного спорта и чистого искусства. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | [[Файл:Chess01.gif|thumb|200px|{{Acronym| | + | |
− | '''Шахматы''' — занимательная игра, позволяющая померяться уровнем раскаченности своих навыков в области интеллекта и логики. В силу того, что ее истоки лежат в | + | |
== Откуда есть пошло == | == Откуда есть пошло == | ||
Строка 21: | Строка 16: | ||
Разбивка на конкретные части носит в какой-то мере условный характер. Игра может закончиться досрочно по причине грубого просчета в самом начале, а может, к примеру, в случае особо яростно завязавшейся схватки попросту миновать среднюю фазу. Тем не менее. | Разбивка на конкретные части носит в какой-то мере условный характер. Игра может закончиться досрочно по причине грубого просчета в самом начале, а может, к примеру, в случае особо яростно завязавшейся схватки попросту миновать среднюю фазу. Тем не менее. | ||
− | ==== | + | ==== Дебют ==== |
− | + | ||
− | + | ||
Завязка партии, первоначальное развертывание сил. Является одним из наиболее изученных этапов шахматной игры, своего рода матчастью. Постоянно практикующий на турнирах шахматист обязан быть в курсе новейших дебютных разработок, если не желает попасть впросак. В то же время за счет того, что большинство фигур близки к своим начальным позициям и не успели заметно отклониться от стандартной расстановки, именно в дебюте велика вероятность применения так называемых «новинок», заранее подготовленных и просчитанных. | Завязка партии, первоначальное развертывание сил. Является одним из наиболее изученных этапов шахматной игры, своего рода матчастью. Постоянно практикующий на турнирах шахматист обязан быть в курсе новейших дебютных разработок, если не желает попасть впросак. В то же время за счет того, что большинство фигур близки к своим начальным позициям и не успели заметно отклониться от стандартной расстановки, именно в дебюте велика вероятность применения так называемых «новинок», заранее подготовленных и просчитанных. | ||
Строка 29: | Строка 22: | ||
В дебюте важна скорейшая мобилизация фигур, создание удобных плацдармов для дальнейшей борьбы, определение общего плана на игру. Формально дебют считается завершенным, когда развиты легкие фигуры и проведена рокировка. | В дебюте важна скорейшая мобилизация фигур, создание удобных плацдармов для дальнейшей борьбы, определение общего плана на игру. Формально дебют считается завершенным, когда развиты легкие фигуры и проведена рокировка. | ||
− | ==== | + | ==== Миттельшпиль ==== |
Основная перепалка. Логически вытекает из дебюта и стратегически, конечно же, связан с ним, но как раз в этой фазе игроку предоставляется возможность «проявить себя», свою фантазию, позиционное чутье, комбинационные способности. Словом, выступить в качестве творца, ведь ни в какой другой части партии как в этой шахматы начинают блистать гранями искусства. | Основная перепалка. Логически вытекает из дебюта и стратегически, конечно же, связан с ним, но как раз в этой фазе игроку предоставляется возможность «проявить себя», свою фантазию, позиционное чутье, комбинационные способности. Словом, выступить в качестве творца, ведь ни в какой другой части партии как в этой шахматы начинают блистать гранями искусства. | ||
Строка 35: | Строка 28: | ||
Поскольку право выступки в общем случае не играет решающей роли, то задача миттельшпиля сводится к получению необходимого преимущества. Доска еще полна фигур, в арсенале игрока имеется широкий диапазон замыслов, планов и тактических приемов. Самое время стремительных атак, неожиданных контрударов, а может наоборот, выматывающей защиты. | Поскольку право выступки в общем случае не играет решающей роли, то задача миттельшпиля сводится к получению необходимого преимущества. Доска еще полна фигур, в арсенале игрока имеется широкий диапазон замыслов, планов и тактических приемов. Самое время стремительных атак, неожиданных контрударов, а может наоборот, выматывающей защиты. | ||
− | ==== | + | ==== Эндшпиль ==== |
С наступлением эндшпиля течение и общий характер партии меняется и динамика игры снижается. Но накал и напряженность схватки никуда не пропадают! | С наступлением эндшпиля течение и общий характер партии меняется и динамика игры снижается. Но накал и напряженность схватки никуда не пропадают! | ||
Строка 45: | Строка 38: | ||
=== Личный состав === | === Личный состав === | ||
− | ==== '''Пешка''' ==== | + | ==== '''Пешка''' (англ. ''pawn'') ==== |
− | [[Файл:Chess03 | + | [[Файл:Chess03.jpg|thumb|150px]] |
− | + | ||
{{Q|...А в глазах сарказм, усмешка;<br /> | {{Q|...А в глазах сарказм, усмешка;<br /> | ||
Ты никто, ты, парень, пешка!|Шнур «Кредит»}} | Ты никто, ты, парень, пешка!|Шнур «Кредит»}} | ||
− | Перволевельный <del>монстр</del> фигурант шахматных баталий. Пехотинец | + | Перволевельный <del>монстр</del> фигурант шахматных баталий. Пехотинец, рядовой. Чтобы вконец не запутаться, их различают по месту расположения на доске: ладейная пешка, королевская, слоновая etc. Как номинальная единица служит для расчета силы остальных фигур. Несмотря на кажущуюся никчемность, обладает следующими особенностями: |
* Пешка ходит исключительно по вертикали вперед, а бьет по диагонали. Первым ходом имеет возможность<ref>Если не использовать, второго шанса не будет.</ref> ломануться сразу на две клетки, высвобождая накопленную потенциальную энергию, затем передвигаясь только по одной. | * Пешка ходит исключительно по вертикали вперед, а бьет по диагонали. Первым ходом имеет возможность<ref>Если не использовать, второго шанса не будет.</ref> ломануться сразу на две клетки, высвобождая накопленную потенциальную энергию, затем передвигаясь только по одной. | ||
Строка 61: | Строка 53: | ||
* Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Уникальная способность пешки заключается в превращении в любую другую фигуру<ref>Естественно, окромя короля.</ref> по достижении противоположного края доски.<br clear=both /> | * Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Уникальная способность пешки заключается в превращении в любую другую фигуру<ref>Естественно, окромя короля.</ref> по достижении противоположного края доски.<br clear=both /> | ||
− | ==== '''Конь''' ==== | + | ==== '''Конь''' (англ. ''knight'') ==== |
[[Файл:Chess04.jpg|thumb|left|150px]] | [[Файл:Chess04.jpg|thumb|left|150px]] | ||
− | |||
{{Q|Лошадью ходи!|Косой «Джентельмены удачи»}} | {{Q|Лошадью ходи!|Косой «Джентельмены удачи»}} | ||
− | Фигура второго уровня в шахматной иерархии. Так же как слон и ладья, каждой такой твари на доске присутствует по паре. Номинальная мощь оценивается в три пешки. Главная особенность коня — замысловатое передвижение по полю [[Буква Зю|буквой Зю]], причем перепрыгивая при этом через любые препятствия. При каждом своем ходе чередует белые и черные клетки, то есть теоретически ему доступно все пространство доски. И пусть он не столь дальнобоен как те же слон или ладья, но своими зачастую малопредсказуемыми скачками способен доставить немало хлопот противнику. По причине высокой ударной способности в состоянии поразить восемь объектов одновременно, отсюда и предрасположенность к такому приему как «вилка». В «закрытых» позициях ему нет равных! | + | Фигура второго уровня в шахматной иерархии. Так же как слон и ладья, каждой такой твари на доске присутствует по паре. Номинальная мощь оценивается в три пешки. Главная особенность коня — замысловатое передвижение по полю [[Буква Зю|буквой Зю]], причем перепрыгивая при этом через любые препятствия. При каждом своем ходе чередует белые и черные клетки, то есть теоретически ему доступно все пространство доски. И пусть он не столь дальнобоен как те же слон или ладья, но своими зачастую малопредсказуемыми скачками способен доставить немало хлопот противнику. По причине высокой ударной способности в состоянии поразить восемь объектов одновременно, отсюда и предрасположенность к такому приему как «вилка». В «закрытых» позициях ему нет равных!<br clear=both /> |
− | + | ==== '''Слон''' (англ. ''bishop'') ==== | |
− | |||
− | |||
− | |||
[[Файл:Bishop1.jpg|thumb|150px]] | [[Файл:Bishop1.jpg|thumb|150px]] | ||
Строка 81: | Строка 69: | ||
Второлевельный представитель класса дальнобойных фигур. Лучник, стрелок, пулеметчик, расстреливающий вражескую территорию и засевший, например, в ДОТе<ref>В позиции «фианкетто» весьма напоминает!</ref>. Считается, при прочих равных условиях эквивалентен по силе коню. Почему так? Слон передвигается по диагонали на любое количество клеток, но очевидно, только по полям одного цвета. То есть подвижность его выше, чем у коня, но как никакой другой фигуре слону присуща расовая ограниченность в виде [[Белый человек|белопольной]] и [[Нигра|чернопольной]] особи. Конек слона — «открытые» позиции. | Второлевельный представитель класса дальнобойных фигур. Лучник, стрелок, пулеметчик, расстреливающий вражескую территорию и засевший, например, в ДОТе<ref>В позиции «фианкетто» весьма напоминает!</ref>. Считается, при прочих равных условиях эквивалентен по силе коню. Почему так? Слон передвигается по диагонали на любое количество клеток, но очевидно, только по полям одного цвета. То есть подвижность его выше, чем у коня, но как никакой другой фигуре слону присуща расовая ограниченность в виде [[Белый человек|белопольной]] и [[Нигра|чернопольной]] особи. Конек слона — «открытые» позиции. | ||
− | В силу приблизительной равноценности коня и слона сочетания данных фигур послужили причиной многочисленных споров, какой вариант наиболее подходящий и годный: «К + С» vs «К + К», «К + С» vs «С + С» и т. д. Принято считать, что пара слонов все же сильнее пары коней, впрочем, и данная точка зрения зависит опять-таки от конкретной ситуации. Вдобавок ко всему, у игроков бывают собственные предпочтения относительно владения навыками игры слоном или конем | + | В силу приблизительной равноценности коня и слона сочетания данных фигур послужили причиной многочисленных споров, какой вариант наиболее подходящий и годный: «К + С» vs «К + К», «К + С» vs «С + С» и т. д. Принято считать, что пара слонов все же сильнее пары коней, впрочем, и данная точка зрения зависит опять-таки от конкретной ситуации. Вдобавок ко всему, у игроков бывают собственные предпочтения относительно владения навыками игры слоном или конем.<br clear=both /> |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ==== '''Ладья''' (англ. ''rook'') ==== | |
Дальнобойная фигура третьего уровня, относящаяся уже к тяжелым. Настоящий шахматный танк, предназначенный для убойного обстрела неприятельских укрепрайнов. Сильнее слона в силу того, что ведет огонь по прямым ортогональным линиям, соответственно, ладье доступны все поля на доске. Ценность равнозначна пяти пешкам. Излюбленная тактика действия — издалека, из засады. Парой при поддержке друг друга способны заставить трепетать даже ферзя! | Дальнобойная фигура третьего уровня, относящаяся уже к тяжелым. Настоящий шахматный танк, предназначенный для убойного обстрела неприятельских укрепрайнов. Сильнее слона в силу того, что ведет огонь по прямым ортогональным линиям, соответственно, ладье доступны все поля на доске. Ценность равнозначна пяти пешкам. Излюбленная тактика действия — издалека, из засады. Парой при поддержке друг друга способны заставить трепетать даже ферзя! | ||
− | + | ==== '''Ферзь''' (англ. ''queen'') ==== | |
− | + | [[Файл:Chess06.jpg|thumb|left|150px|[[Правило 63|Королева.]]]] | |
− | + | ||
− | [[Файл:Chess06.jpg|thumb|left|150px|[[Правило 63|Королева | + | |
− | + | ||
Альфа и омега игры, фигура 99 уровня, воплощение Wunder Waffe в шахматах. По стилю совмещает в себе умения слона и ладьи в одном флаконе, но стоит еще на пешку больше — целых девять. Стремительность и молниеносность — вот его девиз. Неожиданным появлением в гуще событий ферзь способен внести сумятицу в стан противника и склонить чашу весов на сторону своей армии. Зачастую действует как наконечник копья, нанося смертельный разящий удар.<br clear=both /> | Альфа и омега игры, фигура 99 уровня, воплощение Wunder Waffe в шахматах. По стилю совмещает в себе умения слона и ладьи в одном флаконе, но стоит еще на пешку больше — целых девять. Стремительность и молниеносность — вот его девиз. Неожиданным появлением в гуще событий ферзь способен внести сумятицу в стан противника и склонить чашу весов на сторону своей армии. Зачастую действует как наконечник копья, нанося смертельный разящий удар.<br clear=both /> | ||
− | ==== '''Король''' ==== | + | ==== '''Король''' (англ. '' king'') ==== |
+ | |||
+ | [[Файл:Chess15.jpg|thumb|150px|]] | ||
Шеф, главнокомандующий, батя, остальные фигуры служат ему охраной, ибо постоянно нуждается в защите. Главная мишень в шахматной игре, фигура вне категорий. Из-за этого господина и происходит весь сыр-бор: атаки, жертвы, размены и т. п. Самостоятельно может пойти лишь на одну клетку в любую сторону, только при рокировке король перемещается через одно поле. По причине своей уникальности не в состоянии больше одного хода находиться под боем, бить защищенную фигуру или становиться под удар. К слову, ближе к концу партии, когда фигур на доске остается не слишком много и пропадает прямая угроза безопасности, способен внезапно активизироваться на поле брани и внести свой посильный вклад в общее дело.<br clear=both /> | Шеф, главнокомандующий, батя, остальные фигуры служат ему охраной, ибо постоянно нуждается в защите. Главная мишень в шахматной игре, фигура вне категорий. Из-за этого господина и происходит весь сыр-бор: атаки, жертвы, размены и т. п. Самостоятельно может пойти лишь на одну клетку в любую сторону, только при рокировке король перемещается через одно поле. По причине своей уникальности не в состоянии больше одного хода находиться под боем, бить защищенную фигуру или становиться под удар. К слову, ближе к концу партии, когда фигур на доске остается не слишком много и пропадает прямая угроза безопасности, способен внезапно активизироваться на поле брани и внести свой посильный вклад в общее дело.<br clear=both /> | ||
− | |||
− | |||
==== Сравнительная сила, взаимодействие ==== | ==== Сравнительная сила, взаимодействие ==== | ||
Строка 112: | Строка 93: | ||
<gallery perrow="5" widths=150 heights=150> | <gallery perrow="5" widths=150 heights=150> | ||
Файл:Ходы шахматных фигур.gif|Ходы шахматных фигур. | Файл:Ходы шахматных фигур.gif|Ходы шахматных фигур. | ||
+ | Файл:Chess05.jpg|Ладья хоть и располагается на краю доски, но фигура далеко не последняя. | ||
Файл:Chess07.gif|Королева даже не смотрит на тебя, жалкая пешка! | Файл:Chess07.gif|Королева даже не смотрит на тебя, жалкая пешка! | ||
+ | Файл:Chess12.jpg|Канонiчный слон. | ||
</gallery> | </gallery> | ||
Строка 137: | Строка 120: | ||
'''Цугцванг''' — трагикомическая ситуация, когда обязанность хода предсказуемо влечет за собой невыгодные последствия. | '''Цугцванг''' — трагикомическая ситуация, когда обязанность хода предсказуемо влечет за собой невыгодные последствия. | ||
− | + | '''Централизация''' — важнейший принцип игры. Напрямую связан с понятием позиционного преимущества. Важность очевидна хотя бы с той точки зрения, что в центре подвижность, а следовательно, эффективность фигур гораздо выше, чем на краю доски. Не будет преувеличением назвать центр господствующей высотой шахматного поля брани. | |
− | + | ||
− | '''Централизация''' — важнейший принцип игры. Напрямую связан с понятием позиционного преимущества. Важность очевидна хотя бы с той точки зрения, что в центре подвижность, а следовательно, эффективность фигур гораздо выше, чем на краю доски | + | |
− | '''Комбинация''' — форсированная серия ходов | + | '''Комбинация''' — форсированная серия ходов. |
− | + | == Признанные мастера == | |
== За рамками игры == | == За рамками игры == | ||
Строка 151: | Строка 132: | ||
Шахматная тема фигурирует во многих произведениях в качестве основного лейтмотива, а в роли дополнительного антуража всплывает вовсе в бесчисленном количестве писательских творений. | Шахматная тема фигурирует во многих произведениях в качестве основного лейтмотива, а в роли дополнительного антуража всплывает вовсе в бесчисленном количестве писательских творений. | ||
− | Общеизвестны, конечно, '''«Защита Лужина»''' В. Набокова<ref>Который был большим ценителем | + | Общеизвестны, конечно, '''«Защита Лужина»''' В. Набокова<ref>Который был большим ценителем шахамат</ref> и '''«Шахматная новелла»''' С. Цвейга. Но показанный, и соответственно, закрепившийся в массовом сознании образ шахматиста, как человека не от мира сего, слабо соответствует действительности, на это прямо указывал шахматный гений современности Г. Каспаров. |
{{NSFW|1=Эталонный пример мастерского вкрапления шахматного эпизода в главную линию повествования можно наблюдать в неувядаемых '''«Мастере и Маргарите»''' М. Булгакова:|2=<nowiki></nowiki> | {{NSFW|1=Эталонный пример мастерского вкрапления шахматного эпизода в главную линию повествования можно наблюдать в неувядаемых '''«Мастере и Маргарите»''' М. Булгакова:|2=<nowiki></nowiki> |