Война в Украине

Все мы знаем, какой пиздец сейчас происходит с Украиной и одной известной вам страной-победительницей-фашизма. Если вы хотите почитать об этом, помочь актуализировать информацию или высказать свое мнение — можете сделать это в статье Война в Украине и в обсуждении.

Участник:Drkenny/Черновик:Ригведа

Материал из Urbanculture
Перейти к: навигация, поиск

Ригведа(в букв. переводе «книга гимнов») — один из самых древних памятников литературы, сохранившийся до настоящего времени. Ригведа — самая древняя из всех 4 вед. Гимны — поэтические произведения, восхваляющие древних индийских божеств, описывающие события того времени, передающие мифы и легенды, верования индо-иранских (арийских) кочевых племен. Ригведа охватывает период времени длиной около 1000 лет, описывает эволюционировавшую за это время систему представлений о мире. С середины II тысячелетия нашей эры по середину I тысячелетия до нашей эры — период, когда изменился и сам народ, перейдя от кочевого образа жизни к оседлости и земледелию, преставлен в виде мифо-поэтической системы Ригведы. К сожалению, это единственный источник, по которому можно изучать историю того времени. Обычно культура и представления о мире реконструируются по находкам в ходе археологических раскопок, по сохранившимся сооружениям. Но из этого периода нам досталась только самая древняя из вед. В данном памятнике сохранились представления о стуктруре мироздания разных эпох, поэтому имеется множество противоречий и сложностей толкования. Изначально Ригведа передавалась из уст в уста, собранная из различных гимнов нескольких традиций жрецов, а записана была лишь в раннем средневековье, то есть через 2500 лет от самых ранних описываемых событий. Устное сохранение памятника литературы было обусловлено как отсутствием достаточно прочного материала для записи, так и принципами «парампары» — передачи знания от духовного учителя ученику непосредственно, путем слушания и повторения. Записи в древней Индии велись на коре деревьев и листьях, что сильно затрудняло сохранность их в тропическом климате. Т. Е. Елизаренкова — одна из исследователей и переводчиков Ригведы называет сохранение такого объема информации историческим подвигом народа.

Мифопоэтическая модель мира

Любому изучающему данное литературное произведение важно понимать, что Книга гимнов — не буквальное описание. Мифопоэтическая система — отдельный образ мышления. Ситория и явления описаны не как результат непосредственного восприятия событий, а как перекодирование их в определенные знаковые системы, связанные в единую универсальную, космогоническую модель мира. Миф, передаваемый из поколения в поколение не только хранит историю, он воспринимается современником как указание, правило, влияющее на его действительность. Гимны Ригведы в понимании браманов не только поддерживали определенную систему верований и законов в обществе, они влияли на само устройство Вселенной, Космоса. Жизнь человека напрямую связана с космосом с помощью закона круговорота Вселенной «риты», который универсален. То есть одинаково влияет как на возникновение миров, так и людей, так и каждой травинки на земле. Уточним Произношение «Рита» — принятое уже современниками, «Р» в санскрите подобен гласному звуку, в оригинале «ррта». В Ригведе сочетаются несколько мифов сотворения мира, которые современным исследователям кажутся противоречием. По мнению Кейпера данное противоречие разрешается тем, что мир был создан из предыдущего состояния, в котором не было дуализма и разделения, а современное очертание обрел за счет вмешательства демиурга. Так многие мифы переданы не в исторической и логической последовательности, а их фрагменты рассказаны вырванными из контекста в момент обращения к божествам. При этом авторы гимнов понимали собственную невозможность полностью понять и связать в единую систему творение мира, сохраняя гимны и передавая их как есть.

«Рита», как основополагающий принцип мировоззрения

Достаточно важное понятие в Ригведе, которое пронизывает всю ее суть. Так понятие является универсальным законом мироздания. Ему подчиняется все, начиная от творения и конца мира, заканчивая ежедневным восходом и заходом солнца и рождением, смертью и перерождением человека. По утвержению Елизаренковой в статье «Мир идей ариев ригведы» морфологически слово происходить от глагола ar — двигаться, приводить в движение. Как прилагательное оно же значит «Правильный», «праведный», «подходящий», а как существительное «порядок», «истина», «жертвоприношение». Разницу между этими понятиями осознаем мы, носители другого языка, для древнего ария эти слова были родственными, а само смешение понятий диссонанса не вызывало. Правильный, праведный мир всегда в движении, рождается и умирает, как восходит солнце, как рождается и умирает человек, в течении жизни восхваляющий богов-создателей. Принцип действует сразу и на микрокосм и на макрокосм. Все циклично, все повторяется, это естественный порядок вещей. Сам человек, следуя ему поддерживает цикличность ритуалов и жертвоприношений, тем самым поддерживает установившийся порядок во Вселенной.